Конспект открытого урока в 5 классе "Бутерброды, их виды"

 

Конспект урока по обслуживающему труду

Класс: 5

Тема урока: БУТЕРБРОДЫ, ИХ ВИДЫ

Цель урока: сформировать представление о бутербродах и их видах

Задачи урока:

1.    познакомить учащихся с историей появления бутербродов; с классификацией продуктов и технологией их приготовления;

2.    формировать умения при приготовлении бутербродов с соблюдением правил безопасной работы и санитарии;

3.    развивать познавательные способности учащихся, эстетический вкус при оформлении блюда, умение работать последовательно;

4.    воспитывать бережное отношение к хлебу, любовь и гордость за свой город через беседу.

Оборудование: карточки-пазлы, гексаграммы с изображением бутербродов, продукты для бутербродов, три сорта хлеба, Рабочие листы, материал для рефлексии, кухонная посуда и инвентарь, столовая посуда и приборы.

 

Ход урока

1.    Оргмомент (проверка присутствующих и готовности к уроку)

-        Здравствуйте, дети. Здравствуйте, коллеги.

Создание рабочего настроения.

Прозвенел звонок веселый.

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

мы работать начинаем.

2.    Введение в тему. Определение темы урока и задач урока учениками

-У меня на столе вы видите набор продуктов. Как вы думаете, что из этих продуктов можно приготовить? (Правильно, бутерброд). И как вы уже догадались, тема нашего урока …(Ответы уч-ся).

- Да, правильно. Бутерброды, их виды. Откройте тетрадь, запишите тему урока. (Учитель записывает на доске)

- Давайте определим задачи нашего урока. И в этом нам поможет шпаргалка на доске:

Мы познакомимся с …. (видами бутербродов, с историей происхождения бутербродов)

Мы узнаем(из каких продуктов можно делать бутерброды, как можно нарезать хлеб для бутербродов)

Мы научимся (готовить бутерброды, красиво подавать их)

 

 

    Работа на уроке будет оцениваться по нескольким параметрам: правильность выполнения заданий в Рабочем листе, правильность ответов на заданные вопросы, за правильность приготовления и подачи бутерброда.

     3. Новая тема.

          История слова «бутерброд» пришла из немецкого языка. Произошло из слияния двух слов (“butter” – масло, “brod”- хлеб). Потому что традиционный бутерброд – это именно ломтик хлеба, намазанный маслом.

          Казалось бы, что у такого простого блюда не может быть изобретателя, но и тут не обошлось без легенд.  

Итак, первое задание. В Рабочем листе в первом задании содержится текст. Надо прочитать его, а потом ниже ответить на вопросы, вписав правильные ответы. (Учащиеся выполняют)

ПРОВЕРКА: по цепочке проводится опрос. Если у всех правильно, ставится в специально отведенном окошке заработанный балл. Правильно 5-6 ответов – 3 балла; 3-4 ответа – 2 балла; 1-2 ответа – 1 балл.

Карточка с текстом:

18 июня этого года бутерброду исполнилось 451 год. Считается, что изобрёл его Николай Коперник, польский астроном и математик. В молодости Коперник был комендантом Аллейнштейнского замка. Когда замок осадили рыцари Тевтонского ордена, в нём разразилась эпидемия кишечных болезней. Он заметил, что болели лишь те, кто ел хлеб. Коперник выяснил, что защитники замка нередко роняли свой кусок хлеба на пол. Поднимали его, стряхивали прилипший мусор и… съедали. Естественно, на темном фоне грязи не было видно, и Копернику пришла мысль, что ломтики хлеба надо намазывать чем-либо светлым, на котором легко заметить грязь. В качестве такой основы избрали масло. Так человечество получило бутерброд.

Задание 1. Дополните предложения словами из текста.

1.    18 июня празднуется день рождения бутерброда.

2.    В этом году бутерброду исполняется 451 год.

3.    Изобрёл бутерброд Николай Коперник.

4.    Николай Коперник – это польский астроном и математик.

5.    В качестве основы для бутерброда избрали масло.

6.    Новое блюдо получило название бутерброд

 

В современной кулинарии широкой популярностью пользуются бутерброды. Как вы думаете, почему? (Ответы уч-ся). Все правильно. Бутерброды легко и быстро готовятся, в них можно сочетать разные продукты. Бутерброды можно взять с собой в школу, в поход, на пикник.

- Какой продукт является основным компонентом для приготовления бутерброда? Правильно, хлеб.

- У меня на столе лежит хлеб. Скажите, почему он имеет разный цвет? (Из разной муки сделан: ржаной, пшеничной муки, из смеси ржаной и пшеничной).

- Сегодня в нашей стране нет такого места, где бы не выпекали хлеб. Его пекут в больших и малых городах, в сёлах и деревнях. Назовите, какие комбинаты по изготовлению хлеба в Бресте вы знаете. (Правильно, это «Берестейский пекарь» и «Перфект». На продукции этих комбинатов мы можем увидеть эти эмблемы. (Демонстрация эмблем, логотипов предприятий). И если вы будете в другом городе и увидите логотипы этих предприятий на продуктах, то можете с гордостью сказать, что это сделано в вашем городе.

- Издавна у славян существовал обычай: люди, переломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб – посол мира и дружбы. С хлебом провожали на фронт, встречали с войны.

- Следует помнить, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей аж 120 профессий!

 

- А знаете ли вы, что паёк в блокадном Ленинграде составлял служащему – 125 г, рабочему – 200 г. (демонстрация пайка). В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневевшего хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осажденного немцами города.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Предлагаю повторить путь хлеба, а заодно отдохнуть.

Вырос в поле колосок

(дети сидят на корточках).

Он не низок, не высок

(постепенно поднимаются).

Налетел ветерок

(поднимают руки вверх).

Закачался колосок.

(качают руками).

Мы в поле придём

(ходьба на месте),

Колоски соберём

(наклоны).

Муки натолчём

(кулаком одной руки стучат по ладони другой)

Каравай испечём

(сжимают кисти рук)

Гостей приглашаем,

Караваем угощаем

(вытягивают руки вперед, ладони вверх)

 

- У каждого на столе лежит конверт. Задание: собрать пазл с бутербродом и ответить на вопросы:

- какие продукты были использованы для его приготовления;

- какой по температуре подачи ваш бутерброд;

- какой по количеству используемого сырья. (Пока учащиеся складывают, учитель составляет каркас «Классификации бутербродов»)

 





 

                                             БУТЕРБРОДЫ

 

 ПО ВИДУ ПРОДУКТА    

ПО ТЕМПЕРАТУРЕ ПОДАЧИ    

ПО КОЛИЧЕСТВУ  ИСПОЛЬЗУЕМОГО СЫРЬЯ

 (Учитель объясняет классификацию.)

Теперь в Рабочем листе каждый из вас должен описать свой бутерброд по предложенному плану. (Проверка. Если у всех правильно, ставится в специально отведенном окошке заработанный балл. Правильно 3 ответа – 3 балла; 2 ответа – 2 балла; 1ответ – 1 балл.)

- Молодцы, все справились!

 

- А сейчас мы поиграем в игру «Повар». Вы объединитесь в пары. У каждой пары будет своё задание. Через 1 минуту вы для повара должны составить технологическую карту приготовлении бутерброда, а также повторите правила безопасной работы при приготовлении пищи.

Задание 1 паре:

          Подчеркните те продукты, из которых можно приготовить тарталетки:

Хлеб белый, сметана, сыр, корзиночка из песочного теста, майонез, огурец, колбаса, черный хлеб, йогурт, зелень.

Задание 2 паре:  

Определите последовательность приготовления тарталеток.

№ п/п

Название операции

 

Смешать все ингредиенты в миске

 

Помыть и нарезать огурец на мелкие кубики

 

Заправить все майонезом

 

Натереть сыр на терке

 

Украсить бутерброд зеленью

 

Нарезать колбасу на мелкие кубики

 

Выложить начинку в корзинку из песочного теста

 

Посолить ингредиенты в миске

 

Задание 3 паре:

Закончите памятку о правилах безопасной работы во время приготовлении пищи.

1.    Во время работы надо быть ___________________________________________.

2.    Передавать колющие и режущие предметы ручкой ____________________ и лезвием ______________.

3.    Использовать для нарезки продуктов разделочные доски с соответствующей маркировкой (Х — ____________, СО — _____________, ВМ — _____________)

4.    Крепко удерживать продукт и не натирать на терке оставшиеся маленькие кусочки, чтобы ______________________________________________________.

 

ПРОВЕРКА. (Первая пара – молодцы. Без ошибок выполнили задание, поэтому ставите себе 3 балла. Вторая пара – 3(2, 1) балла. Третья пара – 3(2, 1) балла.)

 

4.Проведение практической работы. «Приготовление бутербродов»

- вводный инструктаж (мытье рук, распределение обязанностей)

- самостоятельная деятельность уч-ся

- сервировка стола

- защита своего приготовленного блюда

- дегустация, угощение гостей

- уборка кабинета

   

  5. Закрепление изученного.

На доске уже есть каркас ответа и «спрятаны» иллюстрации бутербродов. Учащаяся, выходя к доске, выбирает иллюстрацию и отвечает по плану.

1) по виду продукта

2) по температуре подачи

3) по количеству используемого сырья

 

 6. Подведение итогов

- Как вы считаете, те задачи, которые мы ставили в начале урока, мы их выполнили?

- Подсчитайте количество набранных баллов в Рабочем листе.  (Оценивание работы на уроке).

Баллы в Рабочем листе:

9 баллов – отлично («10»)

8-6 баллов – хорошо (»9»)

5-3 баллов – надо поработать («8»)

7. Рефлексия

- Если занятие было интересным, и вы узнали много нового и чему-то научились, вы приклеиваете три икринки на бутерброд. Если вы не совсем довольны своей работой на уроке, то приклеиваете две икринки.  Если вы все знали, ничего нового не почерпнули для себя, приклеиваете одну икринку. Покажите ваши бутерброды.

8. Домашнее задание. Записать в тетрадь: (принести яблоко) + творческое задание (по желанию): приготовить любой бутерброд, сделать фото и нарисовать технологическую карту.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

и знания точно уж вам пригодились.

 

Спасибо всем за работу.

  

 

 

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Класс: 5


Тема: БУТЕРБРОДЫ, ИХ ВИДЫ

Задание 1. Прочитай текст. (1-3 балла)                                                ___балл

18 июня этого года бутерброду исполнилось 451 год. Считается, что изобрёл его Николай Коперник, польский астроном и математик. В молодости Коперник был комендантом Аллейнштейнского замка. Когда замок осадили рыцари Тевтонского ордена, в нём разразилась эпидемия кишечных болезней. Он заметил, что болели лишь те, кто ел хлеб. Коперник выяснил, что защитники замка нередко роняли свой кусок хлеба на пол. Поднимали его, стряхивали прилипший мусор и… съедали. Естественно, на темном фоне грязи не было видно, и Копернику пришла мысль, что ломтики хлеба надо намазывать чем-либо светлым, на котором легко заметить грязь. В качестве такой основы избрали масло. Так человечество получило бутерброд.

Дополните предложения словами из текста

1.    _______________ празднуется день рождения бутерброда.

2.    В этом году бутерброду исполняется ______ год.

3.    Изобрёл бутерброд _______________.

4.    Николай Коперник – это ______________________________________________.

5.    В качестве основы для бутерброда избрали _______________.

6.   Новое блюдо получило название ___________________.

Задание 2. Собери пазл. Опиши свой бутерброд по плану (1-3 балла)       ___балл

По виду продукта ____________________________________

По температуре подачи _______________________________

По количеству используемого сырья ____________________

Задание 3. Подпиши название бутербродов    (1-3 балла)


Задание 1 паре                                                                                                    
___балл
          Подчеркните те продукты, из которых можно приготовить тарталетки:

Хлеб белый, сметана, сыр, корзиночка из песочного теста, майонез, огурец, колбаса, черный хлеб, йогурт, зелень.

Задание 2 паре:                                                                                                  ___балл

Определите последовательность приготовления тарталеток.

№ п/п

Название операции

 

Смешать все ингредиенты в миске

 

Помыть и нарезать огурец на мелкие кубики

 

Заправить все майонезом

 

Натереть сыр на терке

 

Украсить бутерброд зеленью

 

Нарезать колбасу на мелкие кубики

 

Выложить начинку в корзинку из песочного теста

 

Посолить ингредиенты в миске


Задание 3 паре
:                                                                                                       ___балл

Закончите памятку о правилах безопасной работы во время приготовлении пищи.

1.    1. Во время работы надо быть ___________________________________________.

2.    2. Передавать колющие и режущие предметы ручкой ____________________ и лезвием ______________.

3.    3. Использовать для нарезки продуктов разделочные доски с соответствующей маркировкой (Х — ____________, СО — _____________, ВМ — _____________)

4.            

4. Крепко удерживать продукт и не натирать на терке оставшиеся маленькие кусочки, чтобы ______________________________.

                                                                                                                                    Всего ___баллов

Комментарии

Популярные сообщения