Конспект открытого урока

 

План-конспект урока

на тему «Праздники и традиции»

Конспект урока                       Уч.пособие для 8 кл., 2018 г.  §30 (С. 171-181)

Класс: 8

Тема урока: Праздники и традиции

Тема практической работы: Изготовление подарка

Цель урока: узнать о традиционных праздниках и обычаях белорусского народа и как эти знания можно использовать в формировании семейных традиций

Задачи:

1.    сформировать представление о классификации праздников и особенностях формирования традиций;

2.    научить изготавливать подарок к празднику в технике папертоль;

3.    способствовать воспитанию уважения к укладу жизни, быту, обычаям наших предков, к стремлению сохранить то ценное, что еще осталось.

4.    способствовать развитию творческой фантазии, эстетического вкуса, аккуратности в выполнении работы

Тип урока: комбинированный

Оборудование ножницы, шаблоны папертоль, цветной картон, двусторонний вспененный скотч, стразы

Наглядность: презентация, готовые открытки

Межпредметные связи: русская литература, ИЗО, музыка

Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная

Методы обучения: частично логико-смысловая модель, частично проблемно-поисковый, словесные, работа с книгой, наглядный, практический, самостоятельная работа

Ход урока

I. Оргмомент

- проверка присутствующих

- назначение дежурного

Психологическая подготовка учащихся.

Мы любимых праздников
С нетерпеньем ждём.
Нам приносят праздники
Радость в каждый дом.
С песни начинается
Праздничный денёк,
В сердце зажигается
Тёплый огонёк.
Жалко, что кончаются
Праздничные дни,
Но не забываются
Никогда они. (В. Степанов)

II. Сообщение темы и цели занятия.

- Надеюсь, у вас будет хорошее настроение и, как вы уже догадались, тема нашего урока звучит так: «Праздники и традиции». Откройте тетрадь и запишите тему. (СЛАЙД 1)


ЦЕЛЬ нашего урока:

1.    сформировать представление о классификации праздников и особенностях формирования традиций;

2.    научить изготавливать подарок к празднику;

!!! Обратите внимание на лист контроля и познакомьтесь с критериями оценивания на сегодняшнем уроке, подпишите его.

Лист контроля

Ф.И.

Критерии оценивания

балл

Активность на уроке

 

Правильность ответов

 

Онлайн-тест

 

Соблюдение правил ТБ

 

Аккуратность вырезания

 

Аккуратность приклеивания

 

Итого баллов

 

Отметка за урок (выведение среднеарифметического балла)

 

 

III. Сообщение новых сведений по теме.

(СЛАЙД 2) Как утверждает русский историк Василий Осипович Ключевский: «Каков будет человек через тысячу лет, но, если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов — тогда он все забудет, и всему разучится, и должен будет все начать сначала».


Ключевский в этом высказывании говорит о традициях. В течении столетий формируются традиции поведения людей в различных ситуациях. А как вы понимаете, что такое традиция? (Ответы учащихся)

(СЛАЙД 3.)


Запись термина в тетрадь
Т: передача норм поведения, ценностей, обычаев, ритуалов от предыдущих поколений

Традиции обновляются под влиянием современной культуры, но их основа остается. Традиции сохраняют не только народы, но и семьи.  Для чего  необходимо помнить традиции? (Ответы уч-ся)

А) для укрепления семьи;

Б) гармоничного развития человека;

В) позволяет народу оставаться самобытным;

Г) сохраняет духовные ценности;

Д) для стабильного благополучного существования общества.

Главное, чтобы передача традиций происходила от поколения к поколению. Иначе забвение приводит к обезличиванию, смешению с другими народами.

Мы с рождения окружены хороводом праздников. У них разное значение и всевозможные поводы. В целях упорядочения праздников и установления степени их значимости в каждой стране издают соответствующие указы. В нашей стране издан Указ Президента Республики Беларусь «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь». 

 


Итак, давайте сначала найдем в учебнике определение термина «государственные праздники». (См. с. 172, 2 абзац, чтение учебника). Найдите луч с государственными праздниками. Напротив каждой звездочки мы будем записывать название соответствующего праздника. Итак, по цепочке называем…. (Ответы уч-ся)

Давайте найдем определение праздничным дням (См.с.172, нижний абзац, чтение учебника).

Находим луч общереспубликанские праздничные дни. Продолжаем по цепочке называть праздники. (Ответы уч-ся)

Находим луч профессиональные праздничные дни. Продолжаем по цепочке называть праздники. (Ответы уч-ся)

Находим луч религиозные праздничные дни. Продолжаем по цепочке называть праздники. (Ответы уч-ся)

Давайте найдем определение «памятные даты» (См.с.173, верхний абзац, чтение учебника).

Находим луч памятные даты. Продолжаем по цепочке называть праздники. (Ответы уч-ся)

Остался еще один луч, семейные праздники. Какие семейные праздники в вашей семье празднуют? (Ответы уч-ся)

IV. Закрепление знаний

          Итак, подведем итоги и проверим, как вы усвоили классификацию праздников в виде блиц-опроса. Я называю праздник, вы должны быстро ответить, к какой группе он относится.

- День Конституции? (государственный праздник);

- День чернобыльской трагедии? (памятная дата);

- День медика? (профессиональный праздничный день);

- Рождество Христово? (религиозный праздник);

- День рождения? (семейный праздник);

- День Победы? (гос. праздник);

- новый год? (общереспубликанский праздничный день);

- День свадьбы? (семейный праздник)

 

V. Практическая работа «Изготовление подарка»

А) ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.

          С первой задачей урока мы справились. Озвучьте вторую задачу.

Тема нашей практической работы «Изготовление подарка». Мы с вами сегодня научимся делать поздравительную открытку в технике папертоль. (СЛАЙД 5)


    Истоки техники папертоль можно найти у японской нации. Япония всегда славилась выдающимися мастерами и необычными решениями в вопросах искусства. Мастеров, работающих с бумагой, было много и все старались приложить максимум творческих способностей, чтобы преобразить лист бумаги, сделать его необычным. Так получались двухмерные изображения, трехмерные и т.д. Эта техника очень интересная, несложная. Сейчас папертоль вновь на пике популярности. Но в отличие от прошлого века не нужно задумываться над проблемой подбора материалов, рынок пестрит предложениями изображений, причем уже готовых. Создаются не только картины с изображением самых разных тематик от пейзажных и фантастических до регилиозных, но и открытки, магниты, фоторамки и многое другое.

Первое правило классической работы в технике папертоль — наличие трёх зон: фон картины; передний план; промежуточная зона. Чтобы подчеркнуть трёхмерность и глубину работы, мы будем использовать двусторонний вспененный скотч. (СЛАЙД 6-7).  

 

Еще нам понадобится: шаблоны папертоли, ножницы и цветной картон. Для дополнительного декора можно использовать стразы, ленты, сухие цветы и т.д.

Б) ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ.

 Во время практической работы мы будем пользоваться ножницами. Повторим правила безопасной работы с этим инструментом. (Уч-ся перечисляют)

                 Хранить ножницы в определенном месте.

                 Не держать ножницы концами вверх.

                 Не подходить и не поворачиваться к товарищу во время резания.

                 Не оставлять их раскрытыми на рабочем столе.

                 Передавать ножницы кольцами.

 

Создание ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.

- У каждого из вас есть образец открытки. Рассмотрите его.

 Постарайтесь составить план (пошаговые действия) изготовления открытки шаг за шагом.

- Учащиеся рассматривают и предлагают свои варианты пошаговых действий.

(Этапы изготовления: шаблоны папертоль надо вырезать. С обратной стороны наклеивается вспененный двухсторонний скотч небольшими кусочками так, чтобы не выходил за срезы вырезанной детали. Мелкие детали наклеиваются в первую очередь и лишь потом настаёт черед более крупных элементов. Приклеиваемая часть должна точно совмещаться с предыдущим элементом такого же изображения. Контур в контур. Иначе готовая работа получится смазанной. Наклеиваем вырезанный рисунок сразу на предыдущий и лишь потом принимаемся за новый слой. Такой порядок действий позволяет избежать ошибок и не перепутать слои.)

В) САМОСТ.РАБОТА (под фоновую музыку уч-ся начинают работать)

Г) ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ, КОРРЕКЦИЯ

Д) ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

Вы отлично потрудились сегодня. У каждого из вас получилась своя открытка.

VI. Подведение итогов

- Какие задачи сегодня перед нами стояли? Выполнили мы их?

 

- Для вас я подготовила тест эрудитов «Что вы знаете о праздниках и обрядах народов России и Беларуси». Возьмите телефон, я сбросила вам ссылку.

https://rg.ru/2020/05/18/test-soiuza-chto-vy-znaete-o-prazdnikah-i-obriadah-narodov-rossii-i-belarusi.html

 На ответы у вас 2 минуты. После завершения у вас высветится результат, вы записываете его в лист контроля.

VII. Рефлексия

- Наш урок подошел к концу. Я предлагаю вам при помощи имеющихся у вас на столах цветных полосок ответить на вопросы.

Зеленая карточка – ответ «ДА».

Красная карточка – ответ «НЕТ».

Белая карточка – ответ «НЕ ЗНАЮ».

1.    Вам интересно было работать в технике папертоль?

2.    Воспользуетесь ли ею в будущем?

3.    Нравится ли вам узнавать о новых техниках прикладного творчества?

 

VIII. Выставление отметок (с комментированием, используя лист контроля). Уборка рабочих мест (в конверты сложите весь мусор)

IX. Домашнее задание (спицы, пряжа)


Комментарии

Популярные сообщения