Конспект открытого урока
План-конспект урока
на тему «Праздники и
традиции»
Конспект урока Уч.пособие для 8 кл., 2018 г. §30 (С. 171-181)
Класс:
8
Тема урока: Праздники и традиции
Тема практической работы: Изготовление подарка
Цель урока: узнать о традиционных праздниках и обычаях
белорусского народа и как эти знания можно использовать в формировании семейных
традиций
Задачи:
1. сформировать
представление о классификации праздников и особенностях формирования традиций;
2. научить
изготавливать подарок к празднику в технике папертоль;
3. способствовать
воспитанию уважения к укладу жизни, быту, обычаям наших предков, к стремлению
сохранить то ценное, что еще осталось.
4. способствовать
развитию творческой фантазии, эстетического вкуса, аккуратности в выполнении
работы
Тип урока: комбинированный
Оборудование: ножницы, шаблоны папертоль, цветной
картон, двусторонний вспененный скотч, стразы
Наглядность: презентация, готовые открытки
Межпредметные связи: русская литература, ИЗО, музыка
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная
Методы
обучения: частично логико-смысловая модель, частично проблемно-поисковый,
словесные, работа с книгой, наглядный, практический, самостоятельная работа
Ход урока
I. Оргмомент
- проверка присутствующих
- назначение дежурного
Психологическая
подготовка учащихся.
Мы любимых праздников
С нетерпеньем ждём.
Нам приносят праздники
Радость в каждый дом.
С песни начинается
Праздничный денёк,
В сердце зажигается
Тёплый огонёк.
Жалко, что кончаются
Праздничные дни,
Но не забываются
Никогда они. (В. Степанов)
II. Сообщение темы и цели занятия.
- Надеюсь, у вас будет хорошее настроение
и, как вы уже догадались, тема нашего урока звучит так: «Праздники и традиции».
Откройте тетрадь и запишите тему. (СЛАЙД 1)
ЦЕЛЬ нашего урока:
1.
сформировать представление о классификации
праздников и особенностях формирования традиций;
2.
научить изготавливать подарок к празднику;
!!!
Обратите внимание на лист контроля и познакомьтесь с критериями
оценивания на сегодняшнем уроке, подпишите его.
Лист контроля |
|
Ф.И. |
|
Критерии оценивания |
балл |
Активность на уроке |
|
Правильность ответов |
|
Онлайн-тест |
|
Соблюдение правил ТБ |
|
Аккуратность вырезания |
|
Аккуратность приклеивания |
|
Итого баллов |
|
Отметка за урок (выведение среднеарифметического балла) |
|
III.
Сообщение новых сведений по теме.
(СЛАЙД 2) Как утверждает русский
историк Василий Осипович Ключевский: «Каков будет человек через тысячу лет, но,
если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство
скарб праздников, обрядов — тогда он все забудет, и всему разучится, и должен
будет все начать сначала».
Ключевский в этом высказывании говорит о традициях. В течении столетий формируются традиции поведения людей в различных ситуациях. А как вы понимаете, что такое традиция? (Ответы учащихся)
(СЛАЙД 3.)
Запись термина в тетрадь Т: передача норм поведения, ценностей, обычаев, ритуалов от предыдущих поколений
Традиции обновляются
под влиянием современной культуры, но их основа остается. Традиции сохраняют не
только народы, но и семьи. Для чего необходимо помнить традиции? (Ответы уч-ся)
А) для укрепления
семьи;
Б) гармоничного
развития человека;
В) позволяет народу
оставаться самобытным;
Г) сохраняет духовные
ценности;
Д) для стабильного
благополучного существования общества.
Главное, чтобы передача
традиций происходила от поколения к поколению. Иначе забвение приводит к
обезличиванию, смешению с другими народами.
Мы с рождения окружены
хороводом праздников. У них разное значение и всевозможные поводы. В целях упорядочения
праздников и установления степени их значимости в каждой стране издают
соответствующие указы. В нашей стране издан Указ Президента Республики Беларусь
«О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике
Беларусь».
Итак, давайте сначала найдем в учебнике определение термина «государственные праздники». (См. с. 172, 2 абзац, чтение учебника). Найдите луч с государственными праздниками. Напротив каждой звездочки мы будем записывать название соответствующего праздника. Итак, по цепочке называем…. (Ответы уч-ся)
Давайте найдем
определение праздничным дням (См.с.172, нижний абзац, чтение учебника).
Находим луч
общереспубликанские праздничные дни. Продолжаем по цепочке называть праздники. (Ответы уч-ся)
Находим луч
профессиональные праздничные дни. Продолжаем по цепочке называть праздники. (Ответы уч-ся)
Находим луч религиозные
праздничные дни. Продолжаем по цепочке называть праздники. (Ответы уч-ся)
Давайте найдем определение «памятные
даты» (См.с.173, верхний абзац, чтение учебника).
Находим луч памятные
даты. Продолжаем по цепочке называть праздники. (Ответы уч-ся)
Остался еще один луч,
семейные праздники. Какие семейные праздники в вашей семье празднуют? (Ответы уч-ся)
IV. Закрепление знаний
Итак, подведем
итоги и проверим, как вы усвоили классификацию праздников в виде блиц-опроса. Я
называю праздник, вы должны быстро ответить, к какой группе он относится.
- День Конституции? (государственный
праздник);
- День чернобыльской трагедии? (памятная
дата);
- День медика? (профессиональный
праздничный день);
- Рождество Христово? (религиозный
праздник);
- День рождения? (семейный праздник);
- День Победы? (гос. праздник);
- новый год? (общереспубликанский
праздничный день);
- День свадьбы? (семейный праздник)
V.
Практическая работа «Изготовление подарка»
А) ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.
С
первой задачей урока мы справились. Озвучьте вторую задачу.
Тема
нашей практической работы «Изготовление подарка». Мы с вами сегодня научимся
делать поздравительную открытку в технике папертоль. (СЛАЙД 5)
Истоки техники папертоль можно найти у японской нации. Япония всегда славилась выдающимися мастерами и необычными решениями в вопросах искусства. Мастеров, работающих с бумагой, было много и все старались приложить максимум творческих способностей, чтобы преобразить лист бумаги, сделать его необычным. Так получались двухмерные изображения, трехмерные и т.д. Эта техника очень интересная, несложная. Сейчас папертоль вновь на пике популярности. Но в отличие от прошлого века не нужно задумываться над проблемой подбора материалов, рынок пестрит предложениями изображений, причем уже готовых. Создаются не только картины с изображением самых разных тематик от пейзажных и фантастических до регилиозных, но и открытки, магниты, фоторамки и многое другое.
Первое правило классической работы в технике папертоль — наличие трёх зон: фон картины; передний план; промежуточная зона. Чтобы подчеркнуть трёхмерность и глубину работы, мы будем использовать двусторонний вспененный скотч. (СЛАЙД 6-7).
Еще нам понадобится: шаблоны папертоли, ножницы и цветной картон. Для дополнительного декора можно использовать стразы, ленты, сухие цветы и т.д.
Б) ТЕКУЩИЙ
ИНСТРУКТАЖ.
Во
время практической работы мы будем пользоваться ножницами. Повторим правила
безопасной работы с этим инструментом. (Уч-ся
перечисляют)
•
Хранить ножницы в определенном месте.
•
Не держать ножницы концами вверх.
•
Не подходить и не поворачиваться к товарищу во время
резания.
•
Не оставлять их раскрытыми на рабочем столе.
•
Передавать ножницы кольцами.
Создание ПРОБЛЕМНОЙ
СИТУАЦИИ.
- У каждого из вас есть образец открытки. Рассмотрите его.
Постарайтесь составить план (пошаговые действия)
изготовления открытки шаг за шагом.
- Учащиеся рассматривают и предлагают свои варианты пошаговых
действий.
(Этапы
изготовления: шаблоны папертоль надо вырезать. С обратной стороны наклеивается
вспененный двухсторонний скотч небольшими кусочками так, чтобы не выходил за
срезы вырезанной детали. Мелкие детали наклеиваются в первую очередь и лишь
потом настаёт черед более крупных элементов. Приклеиваемая часть должна точно
совмещаться с предыдущим элементом такого же изображения. Контур в контур.
Иначе готовая работа получится смазанной. Наклеиваем вырезанный рисунок сразу
на предыдущий и лишь потом принимаемся за новый слой. Такой порядок действий
позволяет избежать ошибок и не перепутать слои.)
В) САМОСТ.РАБОТА (под фоновую музыку уч-ся начинают
работать)
Г) ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ, КОРРЕКЦИЯ
Д) ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
Вы отлично потрудились
сегодня. У каждого из вас получилась своя открытка.
VI. Подведение итогов
- Какие задачи
сегодня перед нами стояли? Выполнили мы их?
- Для вас я
подготовила тест эрудитов «Что вы знаете о праздниках и обрядах народов России
и Беларуси». Возьмите телефон, я сбросила вам ссылку.
На ответы у вас 2 минуты. После завершения у
вас высветится результат, вы записываете его в лист контроля.
VII. Рефлексия
- Наш урок
подошел к концу. Я предлагаю вам при помощи имеющихся у вас на столах цветных полосок
ответить на вопросы.
Зеленая
карточка – ответ «ДА».
Красная
карточка – ответ «НЕТ».
Белая
карточка – ответ «НЕ ЗНАЮ».
1.
Вам интересно было работать в технике папертоль?
2.
Воспользуетесь ли ею в будущем?
3.
Нравится ли вам узнавать о новых техниках прикладного
творчества?
VIII. Выставление отметок (с комментированием, используя лист контроля). Уборка рабочих мест (в конверты сложите весь мусор)
IX. Домашнее задание (спицы, пряжа)
Комментарии
Отправить комментарий