Конспект открытого факультативного занятия
Конспект факультативного занятия
«Домашняя кулинария»
Тема: Приготовление различных блюд из яиц. Традиционное обрядовое пасхальное блюдо из яиц
Цели и задачи:
1) познакомить детей с историей происхождения традиции
красить яйца на Пасху, с видами росписи и покраски яиц; с символами рисунков на
яйцах.
2) закрепить полученные знания о технологии приготовления
отварных яиц.
3) научить выполнять пасхальную роспись на яйцах в разных
техниках;
4) способствовать развитию воображения, мелкой моторики
рук.
5) воспитывать интерес к народным традициям; уважение
друг к другу.
Материалы, инструменты, оборудование для учителя: презентация по теме; готовые изделия, выполненные
учителем; корзинка для яиц; отвар с луковой шелухой, столовая посуда, фен.
Материалы, инструменты, оборудование для учащихся: салфетки для
декупажа, сырые яйца, кисточка, восковые карандаши, ножницы, цветная бумага и
картон, клей ПВА.
Ход занятия:
I. Оргмомент
II.Актуализация
знаний по теме:
Мир вокруг нас…Огромный, таинственный, удивительный. Каждый человек
совершает свои открытия в этом мире, удивляется его чудесам.
А чудеса, порой, оказываются совсем рядом и не нужно идти за ними за
тридевять земель. Стоит пристально вглядеться в окружающие вас вещи, предметы –
и вот же оно чудо! Отгадайте загадку и узнаете, о чем сегодня на занятии пойдет
речь.
Домик круглый, домик белый
Домик был сначала целый, А
как треснул, наконец, наконец Так и выскочил жилец! (Яйцо)
Правильно. Мы продолжаем изучать тему «Приготовление различных блюд из яиц»
Сегодняшнее занятие, ребята, посвящено пасхальной традиции росписи яиц и
проходит оно в дни празднования Светлого Христова Воскресения, праздника Пасхи
Христовой.
Мы с вами познакомимся с историей происхождения традиции красить яйца, с
видами росписи, со значением символов, научимся готовить пасхальную роспись
яиц.
III. Повторение пройденного материала
У: - Для росписи нам
понадобятся отварные яйца. Назовите, какие виды отварных яиц вы знаете?
Д: - всмятку, в «мешочек»,
вкрутую, яйца-пашот, брюи, паровой омлет
У: - Что из перечисленного мы
будем использовать в нашей работе?
Д: - яйца вкрутую.
У: - Сколько минут необходимо
варить такие яйца?
Д: - 10
У: - Как правильно варить яйца?
Как правильно провести первичную обработку?
Д: - Яйца надо проверить на
свежесть, затем помыть под проточной водой. Чтобы сварить яйцо, их надо класть
в холодную подсоленную воду, отсчет времени начинать с закипания воды.
III. Сообщение темы
и цели занятия. Сообщение новых сведений по теме.
У.: - Ребята,
скажите мне, пожалуйста, какой праздник наближается?
Д.:- Пасха.
У.: - Верно! И вы
знаете, что является самым главным символом этого праздника…
Д.: - Яйцо!
У: - А что вы знаете о
традициях празднования Пасхи? - (ответы детей)
На Пасху готовят
специальную обрядовую еду. Она включает в себя пасху из творога, куличи и, конечно,
окрашеные яйца, которые являются главным символом праздника.
Вам,
конечно известен обычай, обмениваться на Пасху крашеными яйцами. А как
появилась традиция красить яйца? - (ответы детей)
Преданий
очень много, но самая известная и распространенная легенда считается следующая.
У Христа было много учеников. Одна из
них, по имени Мария Магдалина, была свидетельницей Крестной смерти
Христа-Спасителя. Горько плача о своём учителе она пришла к месту Его
погребения. Одна из первых Мария увидела Воскресшего Христа, и тогда радости её
не было предела. Ещё раньше, поверив в Бога, Мария стала жить благочестиво, а
уж теперь она не побоялась пойти проповедовать о Воскресшем Господе в другие
города. Так дошла она до Рима. Нисколько не колеблясь, она отправилась прямо во
дворец к императору Тиверию. –Христос воскрес! - сказала она ему, протягивая
ему свой скромный дар – обыкновенное яйцо. Такое приветствие поразило сурового
императора и заинтересовало. «Кто такой этот Христос? Как это воскрес? Был
мёртв и воскрес? Это невозможно!» - пронеслось у него в голове. – А кто он
такой? – полюбопытствовал Тиверий.. - Господь, Которого распяли на Кресте. Он
умер, но воскрес на третий день, как и обещал своим ученикам. После этого Его
многие видели, и я тоже! - отвечала Мария. - Не может быть, никто ещё не умирал
так, чтобы потом воскрес! Это так же невозможно как и то, чтобы это твоё яйцо
стало бы вдруг красным! – воскликнул император, размахивая яйцом. И не успел он
договорить, как яйцо в его руках вдруг стало розоветь, потом краснеть и стало
пурпурным. В ответ на это чудо императору уже нечего было сказать… Вот в память
о нём и стали христиане раскрашивать пасхальные яйца в разные цвета, в
основном, в красный – цвет мученической крови Христа, которой Он всех нас спас
от вечной погибели.
Другая
нерелигиозная версия того, что яйца красят на Пасху звучит так. Перед Пасхой
всегда есть Великий пост. И яйца нельзя было употреблять в пищу. Поэтому яйца
отваривали, так как отварные яйца могут храниться долго. Но чтобы не спутать их
со свежими, их красили в каком-либо отваре. Отвар крапивы давал зеленый цвет,
отвар из грецких орехов давал желтый цвет, из свеклы – розовый, из лука –
коричневый.
У.: - Тем не менее традиция
красить и расписывать яйца существует до сих пор. Существует несколько видов росписи
пасхальных яиц (СЛАЙД 1-4)
- Давайте познакомимся с ними:
СЛАЙД 1 Крашенка – это обычно просто окрашенное в определённый цвет
яичко. Делается это к Пасхе и Проводам. Их освещали, после чего они считались
святым подарком. С крашенкой связано немало легенд и обрядов. Считается, если
утром в Светлое воскресенье, девушка положит в воду красное яичко, и умоется
этой водой, то красивой будет весь год.
СЛАЙД
2 Крапанка –
это ещё один вид расписного яичка. Делалось оно так. Яйцо окрашивалось в
какой-то цвет. А дальше зажигали восковую свечку, и капали на яичко воск. Он застывал,
и яйцо окунали в другой цвет. Цветов могло быть сколько угодно. Главное помнить
– тот цвет краски, в которую вы окунали последний раз яичко, и будет основным
цветом. Крапанки чаще всего делали дети. Так матери приучали дочек к работе с
яйцом и воском для более сложной росписи в дальнейшем. Яички раскрашивались
сырыми, и поэтому с ними нужно было быть бережными.
Иначе быть ему разбитым..
СЛАЙД 3 Маляванка - это более сложный вид росписи, когда яйца расписываются различными придуманными узорами с помощью красок, кистей, ткани, лепестков, бисера, кружева и т.д.
СЛАЙД 4 Писанка – самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки –это обереги. В Красном Углу избы всегда лежали эти чудесные яички. Ими лечили, оберегали скот от сглаза. Писанку закапывали в поле по весне. Их писали на рождение детей. С Писанками существовало много обрядов, но ими никогда нельзя было навредить. Если мастерица берётся писать Писанку, при этом она злая и недовольная, ничего не выйдет. Цвет окрашивания яиц также имел значение.
СЛАЙД 5. Писанка, окрашенная в красный цвет, означает любовь, жизнерадостность, надежду на свадьбу. Но прежде всего — это символ пролитой крови Христа, главного «виновника» торжества. Черный цвет означает ночь, после которой непременно наступит утро, смерть, за которой следует возрождение. Зеленый — цвет весны и вдохновения, символизирует обновление природы, буйство трав, освобождение от болезней.
СЛАЙД 6. Белый и черный цвета на писанке — уважение к умершим, благодарность духам за защиту от темных сил. Желтый символизирует луну, звезды, тепло и солнце. Писанка желтого цвета воплощает мечты о богатом урожае.
СЛАЙД 7. Голубой — цвет здоровья и сил. Символизирует воздух (небо). Оттенки коричневого символизируют матушку-Землю, ее плодородие, мощность и жизненную силу.
СЛАЙД 8. Сочетание 4-5 цветов на писанке означает пожелание семейного счастья, уюта, мира, согласия, успехов и здоровья.
Как вы уже заметили, при росписи яиц широко
использовались знаки-символы: их существует достаточно много.
СЛАЙД 9. Чаще всего на писанке изображают солнце, что означает приход весны, обновление жизни, освобождение от тьмы. Для христиан Бог — как солнечный свет, с ним связано все лучшее, что есть в жизни. Крест — это четыре стороны света, четыре ветра; символическое изображение птицы в полете. Иногда крестом обозначали и солнце. В христианстве крест — символ земных страданий, смерти и воскресения.
СЛАЙД 10. Трининг (ломаный крест) — изображение фигуры с тремя концами, означает восход, движение в течение дня и закат солнца. Если концы трининга загнуты по направлению движения солнца — это обозначение чего-то хорошего, светлого, если же наоборот, показывают противоположное солнцу движение, — обозначают что-то плохое и недоброе. Свастику на яйце рисовали для семьи, в которой нет детей. Издавна существует поверье, что свастика влияет на деторождение, отгоняет беду и приносит радость в дом.
СЛАЙД 11. Звезда — извечный символ любви, солнца и утренней зари. Если Тебе подарят писанку со звездой, знай, это признание в любви. Узор звезды вмещает изображение прямого и косого креста, правостороннюю и левостороннюю свастику. Берегиня (богиня Мокош) — женщина с поднятыми вверх руками, которых может быть две, четыре, а то и шесть. Владычица неба, мать всего живого, символизирует плодородие, материнство, является источником жизни и смерти.
СЛАЙД 12. Треугольники с гребешками и грабельками обозначают водную стихию: облака и дожди, которые поливают будущий урожай. Заштрихованные ромбы и квадраты означают вспаханное поле.
IV.Практическая
работа «Приготовление блюд из яиц. Изготовление пасхального яйца»
А)
ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.
Ребята,
сегодня вы узнали много нового о нашей народной традиции – украшении пасхальных
яиц. Как вы уже, ребята, поняли, сейчас вы самостоятельно
попробуете выполнить украшение яиц. Смело проявляйте свою
фантазию и творчество! Мы попробуем с вами
выполнить эту работу в двух техниках. Первая – мы будем отваривать яйца в
луковой шелухе, предварительно нарисовав узоры восковыми карандашами. Вторая –
техника декупаж.
Так
как мы сегодня будем работать на электрической плите, давайте вспомним правила
безопасной работы на ней. (Ответы уч-ся).
Б)
САМОСТ.РАБОТА.
Итак,
каждый из вас сейчас попробует нарисовать свой узор на яйце восковым
карандашом. Только помните, что на яйцо нельзя давить, потому что оно сырое и
может разбиться. (Уч-ся рисуют)
Сейчас
мы положим свои нарисованные яйца в холодный отвар и поставим вариться. Как мы
говорили ранее, отсчет времени у нас пойдет с момента закипания воды. А пока
наши яйца варятся, мы сделаем для них вот такую корзинку. (Демонстрация корзинки).
В)
ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ.
Для
изготовления корзинки необходимы следующие материалы и инструменты: ножницы
клей, картон и цветная бумага.(Объяснение последовательности
изготовления корзинки)
Г)
САМОСТ.РАБОТА.
Итак,
наши яйца сварились, мы их достаем и перекладываем в холодную воду для
остывания.
Д)
ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ.
Теперь
приступаем к оформлению второго яйца в технике декупаж. Для этого нам
понадобится салфетка пасхальной тематики, кисточка и белок яйца вместо клея. Вы
должны вырезать понравившийся элемент салфетки, приложить его к яйцу, и промокнув
кисточку в белок, приклеить его на яйцо. Мелкие морщинки можно выровнять с
помощью пальца, прогладив место с морщинкой.
Е)
САМОСТ.РАБОТА
V. Заключительный
инструктаж.
Вы
отлично потрудились сегодня. У каждого из вас получилось своё пасхальное яйцо,
и второго такого нет. Теперь эти яйца вы можете положить в сделанную вами
корзинку.
VI. Рефлексия
Сейчас
я предлагаю проанализировать свою работу на занятии. Если вы считаете, что на
занятии узнали много интересного, научились чему-то новому, вы берете зеленый
листик и прикрепляете его к веточке. Если вы многое знали, но вам все равно
было интересно на занятии, вы прикрепляете желтый листик. Если вы ничего нового не узнали, и вам было скучно
выполнять задания, вы прикрепляете красный листик.
VII. Уборка рабочих
мест и кабинета
Дежурные
остаются убирать кабинет, всем остальным большое спасибо за работу и до
следующего занятия.
Комментарии
Отправить комментарий