Конспект урока в 9 классе "Домашняя экономика"
Конспект урока по ОТ с.169-177
(п.27), учебник 2019
Класс:9
Тема: Домашняя экономика
Цели:
1.
дать
понятие о структуре семейного бюджета
2.
научить
планированию семейного бюджета, умению
рационально вести хозяйство
3.
создать
условия для воспитания экономности, бережливости, предприимчивости
4.
создать
условия для развития навыков самостоятельной и групповой работы, аналитических
умений.
Оборудование: учебное пособие для 9 класса
Наглядность: таблицы в учебном пособии
Ход урока.
I.
Оргмомент
- приветствие;
-учет присутствующих
II.
Проверка
пройденного материала
- Мы с вами закончили изучать раздел «Основы изготовления швейного изделия». Подведем итоги. Для этого я подготовила разноуровневые тесты. На написание дается 5 минут.
Фамилия, имя________________________________
Вариант 1
А1. Притачать –
это значит закрепить подогнутый край детали стежками временного назначения.
А)
да; Б) нет.
А2. Дайте
определение понятия «нетканые текстильные материалы».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б3.
Перечислите этапы технологического процесса изготовления нетканых материалов:
1.
_____________________________________________________________
2.
_____________________________________________________________
3.
_____________________________________________________________
Б4. Сделайте
графический чертёж стачного шва и напишите его последовательность изготовления.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С5. Для чего
человеку необходимо учиться создавать рациональный
гардероб?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя________________________________
Вариант 2
А1. Стачать – это
значит соединить две детали, одна из которых наложена на другую.
А)
да; Б) нет.
А2. Дайте
определение понятия «трикотажное полотно».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Б3. Какими
свойствами должны обладать подкладочные материалы:
1.
_____________________________________________________________
2.
_____________________________________________________________
3.
_____________________________________________________________
Б4. Сделайте
графический чертёж шва вподгибку с закрытым срезом и напишите его
последовательность изготовления.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С5. Чем отличается
ансамбль одежды от костюма?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Сообщение новых сведений по теме:
У каждого из нас
есть семья. В ней мы воспитываемся, отдыхаем, работаем, набираемся сил,
переживаем тяготы и неудачи жизни, вместе с близкими людьми радуемся победам.
Дома мы можем слышать различные термины и понятия, напр., заработная плата,
цена, доход, расход, бюджет и др. Изучая раздел «Домашняя экономика», мы
знакомимся с экономическими понятиями, учимся рационально вести домашнее
хозяйство.
- Что изучает
«Домашняя экономика»?
Домашняя экономика - это наука о повседневной экономической жизни
семьи, которая помогает разобраться со
своими потребностями; учит умению выбора оптимальных средств удовлетворения
этих потребностей; умению правильно
рассчитать расход денег и времени; а также
умению ценить заработанные деньги.
Одним из главных понятий домашней экономики является понятие
бюджета семьи.
Бюджет семьи (чтение термина в учебнике на с.169)– это структура доходов и расходов семьи
за определенный период времени.
Доход (чтение
термина в учебнике на с.169)–—
это деньги или материальные ценности, получаемые человеком от какого-либо рода
деятельности. Все полученные средства составляют совокупные доходы.
Расход (чтение термина в учебнике на с.169)– затраты, необходимые для определенных
целей.
Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем
доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши
пришли в полное равновесие.
Если весы находятся в равновесии: расходы равны доходам, то такой бюджет
называют сбалансированным.
Когда расходы превышают
доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит.
Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов,
то бюджет называется избыточным.
Бюджет семьи должен
быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать
ресурсы семьи, удовлетворить большинство потребностей.
В быту экономика
обычно ассоциируется с понятием “экономить” - значит сберегать, сокращать затраты
материалов и сделать это наиболее эффективно. Раньше в состоятельных домах
работали экономки, которые и ведали всем хозяйством. Они пользовались особым
уважением хозяев, так как распределяли и экономили средства. Помогали их
рационально использовать.
Каждая семья имеет бюджет, в котором отражено соотношение ее
доходов и расходов за определенный период времени. Формирование и исследование
семейного бюджета является наиболее важной в современных условиях экономической
проблемой семьи. Слово “бюджет” буквально означает “денежная сумка”. В
структуру бюджета могут входить различные статьи доходов и расходов. Давайте
рассмотрим табл.27 на с.170
Семейные доходы (в % к общему доходу семьи) |
% |
Семейные расходы (в % к общим расходам семьи |
% |
1.Зарплата всех членов семьи |
80 |
1.Обязательные платежи, сборы, налоги, оплата
квартиры и др |
25 |
2.Пенсии, стипендии, пособия |
9 |
2.Питание |
40 |
3.Доход от личного подсобного хозяйства |
4 |
3.На непродовольственные товары:одежду, обувь,
мебель, предметы домашнего обихода |
20 |
4.Доход от других источников |
7 |
4.На культурно-бытовые услуги (кино, театр, музей) |
10 |
|
|
5.Накопления, сбережения |
5 |
В семье всегда
составляется предварительный бюджет на неделю или месяц.. расходы в семье будут
зависеть от ее состава, потребностей, интересов, традиций.все расходы в семье
делят на постоянные и непостоянные. Обратимся к следующему рис.135 на с.171.
Пояснения находят уч-ся в табл.28
РАСХОДЫ
постоянные непостоянные
-налоги -периодические
-питание -единовременные
-обязательные платежи -непредвиденные
-культурно-оздоровительные потребности
-транспортные расходы
-накопления
1. Чем можно пожертвовать ради крупной покупки?(
ежегодным отпуском? Расходами на подарки? На одежду, обувь? Приглашением
гостей? Ваши варианты.)
2. Время от времени каждой семье приходится
приобретать крупную вещь: мебельный гарнитур, телевизор и т. п. Как
собрать необходимую сумму? (откладывать деньги на сберкнижку? Покупать
лотерейные билеты, надеясь на выигрыш? Занять у знакомых или родителей?
Поискать дополнительный приработок?)
3. вы приглашены на день рождения, но у вас
нет денег на покупку подарка. Как поступить в таком случае?
4. К вам неожиданно пришли гости, а угостить
их практически нечем. Как выйти из этого положения?
5. Мама считает, что вам не нужны карманные
деньги, объясняя это тем, что вы не умеете их тратить. Папа полагает, что
карманные деньги нужны всем. Как считаете вы? Почему?
6. На семейном совете было решено каждый
месяц выдавать вам …. рублей. На карманные расходы. Как вы их будете тратить?
а) регулярно фиксировать доходы из всех источников
б) последовательно и постоянно (ежедневно) записывать и
подсчитывать расходы, так как через
некоторое время трудно будет вспомнить, что было куплено и за сколько
в) подсчитывать все расходы в конце каждой недели
г) анализировать правильность расходования средств
д) определять возможные статьи экономии средств
Дополнит.материал с.175 , чтение учебника.
Особое внимание нужно обратить на
возможности максимально разумного использования всех ресурсов семьи для
увеличения доходной части бюджета. Очень важно помнить, что каждый ресурс
способен принести своему владельцу определенную часть дохода. И насколько эта
часть будет весома, зависит от того, как мы используем свои ресурсы.
-Что такое
ресурсы?
Ресурсами семьи
являются:
•
трудовые;
•
материальные;
•
финансовые;
•
технологические.
Мама, папа, сын,
дочь, бабушка, дедушка.
Дом, квартира,
земельный участок, гараж, автомобиль, мотоцикл, велосипед, холодильник,
пылесос, стиральная машина. (предметные картинки)
Деньги.
•
Приготовление
пищи
•
Ремонтные
работы
•
Пошив
одежды
•
Приусадебное
хозяйство
Работа на даче или
оказание помощи бабушке в деревне.
-Кто помогает?
(Дети называют )
-Чем заняты
ребята и взрослые?
Выращиванием
овощей – это технологические ресурсы. Т.е. чем больше мы вырастим моркови,
свеклы, помидор, огурцов, редиса, капусты (нам не нужно эти овощи приобретать в
магазине), тем больше сэкономим денег, и они могут быть потрачены на игрушки,
развлечения.
Дети и взрослые –
это трудовые ресурсы. Т.е., если мы сами работаем на участке, а не нанимаем за
деньги других людей, то мы опять экономим.
-Нет, ведь нельзя
уметь делать всё хорошо. У каждого человека свои способности и наклонности.
Например, опытный строитель сложит дом быстрее и лучше, чем тот, кто занимается
этим впервые.
Я предлагаю разбиться на группы и поработать над проектами.
Проект: Разработка
стратегий по сокращению расходной части бюджета на питание.
Вывод. На основании данных рассуждений мы пришли
к выводу, что сократить расходную часть бюджета можно, если расходовать свои
средства и ресурсы семьи разумно, то есть рационально при этом.
Очень важно при планировании расходов на питание воспользоваться
следующим планом:
- Тщательно планировать покупки, исследуя рынок товаров;
- Вести записи в домовой книги и анализировать их;
-Консервировать и заготавливать продукты;
- Применять рациональную тепловую обработку продуктов.
- Добиваться экономии тепловой и электрической энергии.
- Эффективно использовать приусадебный участок.
- Покупать необходимый товар хорошего качества.
–
Отказаться
от вредных привычек.
Проект:
Разработка стратегий по увеличению доходной части
– Часть потребностей мы можем реализовать
самостоятельно, т.е. выполнить для себя услугу:
– 1. Произвести ремонт своими силами;
– 2. Своими руками отремонтировать мебель,
обувь;
– 3. Изготовить элементы украшений интерьера
(подставку под цветы, табурет, вырастить цветы);
– 4. Изготовить декоративные украшения для
одежды (сплести воротничок, изготовить заколку, из кожи сшить декоративный
жилет и кожаную сумку, косметичку);
– 5. Многие вещи вышли из моды - не беда. Мы
потрудимся с лоскутками ткани и изготовим лоскутное одеяло, коврик, игрушку,
панно;
– 6. При разработке интерьера своей комнаты
найдем новое интересное решение, используя уже имеющиеся предметы и дополняя их
предметами декоративного творчества, - это вышитые картины, интересные поделки
из природного материала, изготовление слайд-фильма “Летом в гостях у бабушки”,
на основе лучших фрагментов изготовить фотографии в рамку.
7. Многие ребята активно трудятся на
приусадебном участке летом, а осенью им приятно осознавать, что их труд не
прошел даром. В сентябре в школах проходят выставки “Дары лета”. У нас возникла
идея предложить “выставку-продажу плодов, выращенных своими руками”. На ней
можно попробовать силы в реализации своей продукции. Даже если доход будет
невелик - не беда, так как вы уже выиграли от того, что вырастили овощи и
фрукты. В дальнейшем это увеличит доходную часть бюджета.
V. Практическая работа «Составление таблицы
планирования семейного бюджета:
Дидактическая игра «Поездка в отпуск».
Цель игры: составить проект бюджета семьи в связи с
поездкой в отпуск.
Задачи:
- просчитать наиболее экономные варианты поездки в оба
конца; -
просчитать наиболее экономные варианты проживания и питания (г. Сочи);
VI.
Подведение
итогов
- что составляет структуру семейного
бюджета?
- на чем можно экономить в семье?
VII.
Рефлексия
- пригодится ли вам знание о рациональном ведении домашнего
хозяйства?
VIII.
Домашнее
задание (конспект)
Комментарии
Отправить комментарий