Конспект урока в 5 классе "Значение яиц в питании человека"

 

Раздел: Основы приготовления пищи

Тема урока: Значение яиц в питании человека. Пр. р. «Определение доброкачественности яиц»

Цели: 1.Формировать представление у учащихся о значении яиц в питании человека, условиях и сроках хранения яиц; научить определять доброкачественность куриных яиц.

2.Создать условия для развития логического мышления, наблюдательности, для обогащения словарного запаса.

3.Создавать ситуации для развития  качеств: дисциплинированности, ответственности,  самостоятельности и аккуратности, развития умения работать в группах.

Оборудование:  мультимедийная установка, презентация к уроку, яйца куриные, стакан с водой, соль, блюдце, ложка, нож, таблицы «Определение доброкачественности яиц», «Строение яйца».

 

Ход учебного занятия

1. Оргмомент

- приветствие;

- учет присутствующих;

- проверка готовности к уроку.

2.Актуализация опорных знаний

(СЛАЙД 1). Отгадайте загадку: «Может и разбиться, может и свариться, если хочешь, в птицу может превратиться»?

- Правильно, это яйцо. А скажите, пожалуйста, яйца каких птиц и животных используют в пищу? (куриц, перепелок, страуса)          

- Правильно. А знаете ли вы, что в разных уголках мира в пищу употребляют не только куриные, но и экзотичные для нас яйца: дрозда, пингвина, лебедя, баклана и других птиц. В Африке и Австралии едят яйца страусов и морских черепах, которые считаются деликатесом. В Заполярье употребляют в пищу яйца чаек, гагар, кайр и других птиц.

- А знаете ли вы, что гусиные и утиные яйца крупнее и калорийнее, но  их не рекомендуют использовать в пищу, т.к. гусиные и утиные яйца нередко содержат вредные для человека микробы – бактерии сальмонеллы, которые вызывают пищевые отравления. Сальмонеллы очень трудно распознать даже под микроскопом. Требуется длительная тепловая обработка, чтобы утиные и гусиные яйца можно было использовать в пищу.

3. Сообщение темы урока учащимися, сообщение учителем целей урока.

(СЛАЙД 2)      Я думаю, что вы уже догадались, о чём сегодня пойдет речь? (Ответы уч-ся: о яйцах, их питательности).  Тема нашего сегодняшнего урока звучит так «Значение яиц в питании человека».   А цели урока следующие…(СЛАЙД 3).

1.Узнать о строении яиц, условиях и сроках их хранения;

2.Познакомиться  с признаками доброкачественности яиц и научиться определять их свежесть;

4.Формирование новых знаний:

·       Сообщение учителя о пользе яиц в питании

            Яйца – ценный пищевой продукт. Диетологи всего мира считают яйца самым совершенным натуральным продуктом. В них содержатся многие вещества, необходимые для организма человека: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, соли. Яйца, как и молоко, - готовая еда.

·       Изучение строения яйца

-Яйцо состоит из трех частей: перечислите? (Ответы уч-ся: скорлупа, белок, желток).

·       Работа с учебником

-Откройте учебник на стр.21.Давайте прочитаем более подробно о содержимом яйца. Будьте внимательны, все запоминайте. После обсуждения мы сыграем в игру «Ромашка». (Чтение учащимися учебника вслух на стр.21)

-А теперь рассмотрим схематический разрез куриного яйца. (СЛАЙД 4).

- Всё ли мы сказали о строении яйца? Можно ещё что-то добавить?

Учитель:

- Под скорлупой яйца находится двухслойная оболочка: подскорлупная и белковая пленки. В тупом конце яйца эта оболочка расслаивается и образуется воздушная камера – пуга. Чем дольше хранится яйцо, тем больше воздушная камера. Яичная скорлупа пропускает не только воздух, через нее в яйцо попадают и микробы. В центральном положении желток помогают удерживать  градинки (или канатики) см. Рисунок 1.

·       Беседа-игра по прочитанному

- Сейчас мы проведем игру «Ромашка» и проверим, как вы все запомнили. Условия игры следующие: учащаяся отрывает лепесток ромашки. С обратной стороны лепестка написан вопрос. Учащаяся выбирает того, кому будет задан вопрос. Учитель следит за тем, чтобы вопросы задавались всем.

Вопросы для «Ромашки»:

1.     Из каких частей состоит яйцо? (Скорлупа, белок, желток).

2.     Какая часть яйца самая ценная по питательности? (Желток).

3.     Что содержится в желтке? ( Витамины, минеральные вещества, жиры, белки, углеводы).

4.     Что находится в белке? (Лизоцим).

5.     Что такое лизоцим? (Вещество, убивающее и растворяющее микроорганизмы, в том числе и гнилостные).

6.     Какие пленки находятся под скорлупой? (Подскорлупная и белковая).

7.     Где находится пуга? (На закругленном конце яйца между подскорлупной и белковыми плёнками).

8.     Как по размерам пуги можно определить свежесть яиц? (Чем меньше пуга, тем свежее яйцо).

9.     Что помогает удержать в центральном положении желток? ( Градинки или канатики).

10.  Что предохраняет содержимое яйца от испарения влаги и внешних воздействий? (Скорлупа).

 

·       Классификация яиц (работа с учебником)

- Вы узнали о строении яйца, о питательных веществах, которые находятся в яйце. И знаете из жизни, что яйца бывают разные по величине и массе. Поэтому на фабрике каждое яйцо классифицируют по нескольким признакам в зависимости от массы и срока хранения. Откройте учебник на стр. 22 рис.11. (Анализ таблицы).

Вопросы для анализа:

1.     На какие четыре группы классифицируются куриные яйца? (диетические, столовые, обогащенные, продукты переработки);

2.     Как называются яйца, срок хранения и реализации у которых 7 суток? (диетические);

3.     Сколько хранятся столовые свежие яйца? (не более 30 суток с момента снесения);

4.     Сколько хранятся столовые холодильниковые яйца? (более 30 суток с момента снесения);

5.     Сколько хранятся столовые известкованные яйца? (до 120 суток в известковом растворе);

6.     На какие категории делятся яйца? (высшая, отборная, первая, вторая, мелкое);

7.     Что мы относим к продуктам переработки из яиц? (меланж, яичный порошок);

8.     Что такое меланж? (замороженная смесь яичных белков и желтков).

·       Маркировка яиц

-Покупая яйца в магазине, редко кто из нас обращает внимание на какую-либо информацию, кроме срока годности. Однако на самом яйце или на упаковке можно найти много полезной информации. Каждое яйцо, которое выходит за пределы птицефабрики, должно быть промаркировано.  Сейчас вы рассмотрите яйца, которые лежат у вас на парте. Ваша задача  ответить на вопрос:

- Что представляет собой маркировка?

- Так что же представляет маркировка? (Маркировка представляет собой комбинацию букв и цифр.)

(СЛАЙД 5). Маркировка яиц.

Первый знак – буква – в маркировке означает срок хранения («Д» - диетическое, «С» - столовое). Второй – категорию:

                  высшая категория (маркировка В) – 75 г и выше;     

отборная категория (маркировка  О) – от 65 до 74,9 г,

первая категория (маркировка 1) – от 55 до 64,9 г,

вторая категория (маркировка 2) – от 45 до 54,9 г,

третья категория (маркировка 3) – от 35 до 44,9 г.

Например, «С -  О» - яйцо столовое отборное.

- Допускается не наносить маркировку на яйца, упакованные в потребительскую тару, при условии опечатывания данной тары на этикетку с указанной информацией.

-Как же правильно хранить яйца?  Для того, чтобы ответить на этот вопрос, откройте  учебник на стр.26 и составьте памятку, которую потом вклейте в тетрадь. (Проверка проходит в виде опроса по цепочке.)        

Памятка «Как правильно хранить яйца?»

1.      Свежесобранные яйца  надо хранить в  _______________________________ холодильника при температуре _______ градуса. (В специальном отделении; от 0 до -2 градуса).

2.     Срок хранения яиц при таких условиях составляет ______ недели. (3-4).

3.     Закладывая яйца на хранение, лучше укладывать их ____________________.  (Острым концом вниз).

4.     Не рекомендуется яйца хранить вблизи _______________________________. (Сильно пахнущих продуктов).

5.     Яйца ни в коем случае нельзя оставлять надолго в ______________________. (Целлофановом пакете).

-Перед тем, как использовать яйца в пищу, надо проверить их свежесть.  На птицефабрике доброкачественность яиц определяется с помощью овоскопа.

(СЛАЙД 6). Первый способ – просвечивание яйца.                                                                         

 - У свежего яйца белок легко просвечивается, а желток слабозаметен. Недоброкачественные яйца не просвечиваются.

-Но это не единственный способ. Сейчас, в ходе лабораторной работы, мы узнаем о других способах определения доброкачественности яиц.

5. Проведение лабораторной работы «Определение доброкачественности яиц»

(СЛАЙД 7).

 

Цель: научиться определять доброкачественность яиц различными способами.

Оборудование: пронумерованные стаканы, соль, ложка, пронумерованные блюдца, нож, яйца разных сроков хранения.

·       Вводный инструктаж. Чтение учебника на стр.26-27. (Объяснение последовательности выполнения работы – каждая бригада исследует одно яйцо;  определение показателей качества проходит после объяснения учителем способа, а учащиеся затем  исследуют в бригадах самостоятельно; напоминание о соблюдении правил безопасной работы с ножом; все результаты заносятся в таблицу в тетради.)

 

Маркировка яйца

Вид и категория яйца

Показатели качества

Оценка поверхности

Оценка встряхивания

Погружение в воду

Состояние желтка и белка

 

 

 

 

 

 

 

·       Самостоятельная деятельность учащихся проводится по бригадам.

(СЛАЙД 8). Способ – оценка поверхности. Свежее яйцо имеет матовую поверхность, а несвежее яйцо – блестящую.

Способ – встряхивание яйца. В свежем яйце желток не болтается.

 (СЛАЙД 9). Способ – погружение яйца в подсоленную воду. Свежие яйца имеют очень маленькую воздушную камеру, поэтому, если их опустить в воду, они погружаются почти целиком. Если яйцо недостаточно свежее, то оно начинает всплывать закругленным концом вверх либо острый конец становится перпендикулярно дну стакана. Если яйцо плавает на поверхности, оно не пригодно в пищу. 

(СЛАЙД 10-11). Способ – разбивание яйца.  Свежее яйцо имеет компактную, округлую форму. Он удерживается в центре с помощью вязкого, плотного слоя белка. У недостаточно свежего желток сдвигается в сторону от центра. Плотный слой белка становится более жидким либо принимает водянистую консистенцию. Содержимое несвежего яйца имеет резкий неприятный запах и прожилки крови. Такое яйцо употреблять нельзя.   

                                                              

·       Текущий инструктаж (обход с целью контроля и оказания помощи).

·       Заключительный инструктаж (проверка выполнения работы: опрашивается каждый бригадир, все остальные контролируют правильность ответов; выставляются  отметки).

 

6. Подведение итогов

Заключительный опрос:

- Почему желток и белок в яйце не смешиваются? ( В яйце есть градинки)

- Чем отличаются яйца первой категории от яиц второй категории? (Весом)

- Пригодятся ли вам полученные знания в жизни? (Будем знать, какие яйца пригодны к употреблению в пищу…)

Выставление отметок в дневник.

7.     Рефлексия:

Учащиеся выбирают для себя сердечко, цвет которого наиболее походит к цвету настроения. Затем все сердечки собираются и ими украшаются веточки в вазе.

 

Сердечко красного цвета – радость (на уроке всё получилось);

Сердечко жёлтого цвета – (на уроке почти всё получилось);

Сердечко голубого цвета – спокойствие (урок прошёл обычно, что-то получилось, что-то нет);

Сердечко зелёного цвета – грусть (на уроке с заданием не справился).

8. Уборка рабочих мест.

 

 Подготовить к следующему уроку: принести спецодежду, продукты для приготовления блюд из яиц.

 

Рисунок 1

 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения